
"Предоставляя желающим и произволящим быть сторонниками истории
тупой или лгущей, я со своей стороны есть горячий почитатель истории
настоящей"
Работы Е.Е.Голубинского:
О реформе в быте
Русской церкви
Воспоминания
Другие
материалы, связанные с Е.Е.Голубинским:
И.Андреев. Голубинский
Е.Е.
А.Платонов. "Опись
библиотеки Е.Е.Голубинского" (о неизвестной работе И.А.Голубцова)
И.А.Голубцов.
Вступительная статья к "Описи"
Е.Е.Голубинский о реформе
в Русской церкви. Реферат А.Платонова
А.И. Комиссаренко
(Москва, РГГУ) Диспут на защите Е.Е.Голубинским в 1880 г. докторской
диссертации "История Русской церкви": источниковедческие аспекты
|
Голубинский Евгений Евсигнеевич (28.II.1834,
с.Матвеево Кологривского уезда Костромской губ.-7.I.1912, Сергиев Посад)
историк
Церкви, академик.
Из семьи
священника.
В 1858
окончил Моск. духовную академию.
Определен
профессором словесности в Вифанскую семинарию.
10.II.1859 получил степень магистра богословия за курсовое
сочинение "Об образе действования православных государей греко-римских в
IV, V и VI веках в пользу церкви, против еретиков и раскольников" (М.,
1859; 2-е изд.- М., 1860), тема которого была задана Св.Синодом.
12.I.1861
назначен бакалавром Мос.Дух.Академии по кафедре истории рус. церкви.
В 1869 г.
за исследование "Константин и Мефодий, апостолы славянские" получил
Уваровскую премию Академии Наук. Работа осталась в рукописи, так как
содержащаяся в ней критика легендарных сказаний, в особенности о
еп.Клименте, не могла быть пропущена в то время цензурой.
28.IX.1870 возведен в звание экстраординарного профессора.
В мае
1872 командирован на полтора года в Грецию, православные славянские земли,
Иерусалим и Италию для ознакомления с современным состоянием и памятниками
исторической жизни православных церквей.
16.XII.1880 защитил докторскую дисс.-"История рус.
церкви"(т.1. Период первый, Киевский или домонгольский, 1-я пол.- М.,
1880; 2-я пол. опубл. в 1881). За это сочинение награжден Уваровской
премией Ак.Наук.
14.VI.1881 избран ординарным профессором Мос.Дух.Академии.
29.XII.1882 избран в члены-корреспонденты Акад. Наук по
разряду историко-политич. наук.
С янв.
1884 г. по апр. 1893 г. был помощником ректора по церковно-историческому
отделению и членом правления Мос.Дух.Академии.17.I.1886 утвержден в звании
заслуженного профессора. В марте 1893г. получил премию митр.Макария за
сочинение "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая
Лавра" (Серг.Пос.,1892; 2-еизд.- М.,1909).
В июле
1895 г. вышел в отставку.
19.III.1903 общим собранием Акад. Наук избран ординарным
академиком по отделению русского языка и словесности.
В
1906-1907 гг. был членом Предсоборного Присутствия при Св.Синоде, в связи
с чем издал брошюру "К вопросу о церковной реформе" (М.,1906).
Член
Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (с 1870),
Общества истории и древностей Российских (с 1878), Киев. общ-ва
Нестора-летописца (с 1880); почетный член Болгарского книжного дружества в
Софии (с 1884), Ростовского музея церковных древностей (с 1887),
Харьковского университета (с 1894), Мос. Дух.Академии (с 1898).
-Автор
трудов: "Краткий очерк истории православных церквей Болгарской,
Сербской и Румынской или Молдо-Валашской" (М., 1871) -это капитальное
исследование, впервые ясно осветившее историю этих церквей.
"К
нашей полемике со старообрядцами" (М., 1896, 2-е изд.-М., 1905) -
здесь собраны исторические и археологические материалы, объективно
разрешающие многие спорные вопросы, приведшие к расколу. Так указывается
на древность и православность двоеперстия. Эта книга вызвала нападки тех
противораскольнических деятелей, целью которых было не присоединение
старообрядчества к церкви, а его уничтожение.
"История канонизации святых в Русской Церкви"
(Серг.Посад, 1894, 2-е изд.- М., 1903) - эта работа не только раскрыла
историю канонизации в русской и греческой церквях, но и стала пособием при
дальнейшей деятельности по канонизации, сыграв роль в канонизации
преп.Серафима Саровского.
"О
реформе в быте Русской церкви" (М., 1913) - сборник статей, написанных
в 1881-1906 гг., по ключевым вопросам церковной жизни, отношений церкви и
государства, значения церкви в жизни русского общества, до сих пор не
утратил своего значения.
Ряд
исследований опубликованы в журналах "Православное обозрение",
"Богословский вестник", "Известия ОРЯС".
"Воспоминания" (Кострома, 1923) ярко описывают быт
провинциального духовенства середины XIX века, духовное училище и
семинарию, бытовую и научную атмосферу Мос.Дух.Академии на протяжении
нескольких десятилетий.
При жизни Г-го было издано более 70-ти его
работ ("Список трудов академика Е.Е.Г-го" опубликован в "Отчете о
деятельности ОРЯС за 1912 г."- СПб., 1912).
Главный
труд - "История русской церкви" (т.I (2-е изд.)-II, М.,1900-1917),
охватывает период с X до сер. XVI века. (Переиздание: М., 1997-98).
Здесь
впервые дана картина народно-религиозной жизни, освещен ход христианского
просвещения русского народа, проведен критический анализ источников
русской церковной истории. Е.Г. стремится из каждого памятника взять все
то существенное, что помогло бы составить общее понятие о направлении
просвещения, и делает вывод, что в допетровской Руси не было настоящего
просвещения, а только грамотность и начитанность, не живая осмысленная
христианская вера и нравственность, а обрядоверие. Несмотря на внешнее
совпадение оценки культуры Древней Руси у Г-го и западников, позиция
нашего ученого совершенно самостоятельна. Г.- апологет христианского
просвещения, и в своих оценках исходит из найденного им в процессе
изучения истории Церкви, церковно-общественного идеала.
В своей
критике источников, Е.Г. использует два методологических приема - очищение
поля зрения от загораживающих истину неверных показаний и накопление новых
фактов путем всестороннего анализа известий, признанных надежными.
Г.
опровергает летописное предание о путешествии ап.Андрея по берегам Днепра
и Волхова, известия о крещении - Аскольда и Дира, русского князя в Суроже,
св.Ольги, повесть летописи об обращении и крещении св.Владимира и пр.
Помимо
опровержения, в труде Г-го замечательна творческая работа, к достоверным
данным он подходит с целым арсеналом вопросов (что? как? почему? для
чего?), воскрешая прошлую жизнь в чертах живой конкретности, насколько это
возможно при обнаруженной Г-м скудости фактического материала нашей
церковной истории. Эта скудость не позволяет обрисовать древнерусских
деятелей, как живых людей, а в истории, " ...подобно действительной жизни,
которую она воспроизводит, всякий человек имеет значение только как живая
нравственная личность, и поелику наше нравственное чувство ищет находиться
в живом общении с историческими людьми и хочет знать, должны ли мы
воздавать им почесть или произносить над ними строгий, т.наз. исторический
суд".
История
московского периода дает больше возможностей оживить лица и факты
прошлого, и во II-м томе выяснены, напр.: биография св. митр.Петра, образ
архим. Михаила Митяя, конфликты митр. Киприана с новгородцами, история
митр. Исидора, митр. Даниила, митр. Макария с Стоглавым собором, преп.
Максима Грека.
"История
есть история лиц и затем учреждений... Учреждения же можно изобразить и
при отсутствии материала,- помощью аналогий и обратных заключений от
позднейшего времени к раннейшему. Наши церковные учреждения заимствованы
из Греции; поэтому сведениями о греческих учреждениях можно восполнить
недостаток сведений о наших русских учреждениях. Далее, учреждения не то,
что люди: они устойчивы и долговечны. Поэтому от позднейшего времени
допетровского периода истории можно делать заключения к временам более
ранним".
Таким сравнительным методом, материалом для
которого отчасти служит также история западных церквей, Г. реконструирует
историю церковных учреждений домонгольского периода (епархиального
управления, прихода и приходского духовенства, монастырей, церковной
архитектуры).
Г.
подчеркивает серьезные недостатки, возникшие в русской церкви: обширность
епархий, отдалившая епископа от церковного общества; принудительное и
искусственное формирование духовенства из крестьян и рабов; перенесение из
Греции всех злоупотреблений, исказивших монашество, отступление после
смерти преп.Феодосия Печерского от истинного монашеского (общинножитного)
устава.
Строгая
научность и беспристрастность сочетаются в труде Г-го с публицистичностью.
"Говоря о недостатках прошедшего времени, иногда невозможно бывает не
захватить... настоящего, по... причине, что иногда прошедшее еще
продолжает... оставаться настоящим... Историк волей-неволей становится...
публицистом". Публицистика в историке роняет свою цену тогда, когда
выступает как предвзятое поучение, рассуждает Малышевский, рецензент Г-го.
Но "совершенно другого рода публицистика нашего историка. Коренясь
исходными мотивами в высших идеалах жизни, предносившихся мысли историка,
она твердо опирается на научно определяемом отношении изображаемой прошлой
жизни к ее идеалам и современной действительности, составляющей наследие
прошлого. Так поставленная публицистика составляет несомненное достоинство
в историке. Искренность, прямота, смелость, как черты любви к правде, к
истине, возвышает это достоинство в нем". (Записки АН, т.41, СПб., 1882,
стр.184-185).
"История
Г-го не только учит, она воспитывает читателя, создавая в нем доброе,
правдивое настроение. В этом отношении она самый лучший труд в нашей
литературе, и в настоящий момент, когда русская церковная жизнь задает
столько мучительных вопросов, удобнее всего взять за руководство труд
нашего историка" (С.И.Смирнов).
В.О.Ключевский, бывший оппонентом Г-го на докторском
диспуте, отмечал как недостатки метода "Истории русской церкви":
"...во-первых, наклонность уединять церковно-исторические явления от их
обстановки, ...вне связи с исторической средой, в котор. они возникли, и
во-вторых, историко-критический скептицизм, излишняя подозрительность, с
которой он относится к источникам нашей истории".
Отрицательное отношение Св.Синода и обер-прокурора
К.П.Победоносцева к труду Г-го, сохранявшееся более 20-ти лет после выхода
в 1880 г. I-го тома "Истории", помешало ученому закончить свою работу и
исполнить обет молодости - в течение 35-ти лет написать Историю русской
церкви допетровского периода.
Издание
последнего полутома "Истории", готовившееся учеником Г-го С.А.Белокуровым,
было прервано в 1917 г.
Ученики
Г-го, среди которых такие крупные историки, как С.И.Смирнов, Н.Ф.Каптерев,
А.П.Голубцов, Н.Н.Глубоковский восприняли от своего учителя дух смелой,
беспристрастной, православной исторической критики и творчества, дух Г-го
и его учителя А.В.Горского.
Лит.:
Смирнов С.И. Евг. Евс. Голубинский //Памяти почивших
наставников.-Серг.Пос.,1914;
Карташев
А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1.- Репринт. изд. YMCA-PRESS.- М.: Наука, 1991.-С.31-35;
Афанасьев
В.В. Евг. Евс. Голубинский //Памятники Отечества, 1/1988 г., с.150-152.
Андрей
Платонов // Отечественная история:
Энциклопедия |